Пирамида потребностей Маслоу в ИТ
В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу предложил иерархическую модель потребностей человека, в упрощенном виде состоящую из 5-ти уровней. Считается, что по мере удовлетворения базовых потребностей, все более актуальным становится удовлетворение потребностей более высокого уровня. Данную иерархию можно спроецировать и на потребности организации и, в частности, на потребности организации в области информационных технологий.
Базовые потребности организации в сфере ИТ – это наличие и работоспособность технических средств и компьютерной сети, общепринятого и знакомого пользователям программного обеспечения – операционной системы, офисного пакета, бухгалтерского ПО. Также к базовым потребностям можно отнести средства коммуникации с внешним миром – доступ в Интернет, телефонную связь, электронную почту и корпоративный сайт. Когда все это есть и работает, на первый план выходит потребность в обеспечении безопасности работающей инфраструктуры. Необходимо обеспечить защиту данных на компьютерах и серверах, организовать контроль доступа в офисные помещения, установить систему видеонаблюдения.
Социальные потребности в ИТ можно реализовать с помощью создания интранет-портала, на котором сотрудники из различных подразделений смогут обмениваться информацией, что особенно актуально при наличии у организации удаленных филиалов. С помощью CRM-системы можно упорядочить взаимодействие с клиентами, как действующими, так и потенциальными.
Далее все не так очевидно. Как внедрение ERP-системы поможет организации реализовать потребность в уважении? Автор считает, что наличие успешно внедренной и работающей ERP-системы на предприятии вполне может служить поводом для гордости, так как свидетельствует о том, что предприятие достигло определенного уровня развития и успеха. Внедрение ERP-системы требует наличия в организации хорошо отлаженных и задокументированных бизнес-процессов, построенных с учетом лучших практик в отрасли, ну и само по себе очень недешевое удовольствие. Еще одним показателем успешности может служить «живой» корпоративный портал, позволяющий не только публиковать корпоративные новости, но и взаимодействовать с различными группами контрагентов.
Высший уровень потребностей по Маслоу – потребность в само-актуализации и в самореализации. Реализовать эту потребность поможет внедрение концепции Enterprise 2.0, предложенной профессором Гарвардской школы бизнеса Andrew McAfee. Данная концепция описывает применение технологий Web 2.0, например, таких как блоги и wiki-порталы, в рамках организации, и способствует увеличению гибкости организации в реакции на изменение внешних факторов (business agility), коллективному генерированию инноваций, более плотному взаимодействию между подразделениями.
Необходимо сделать оговорку, что в теории Маслоу потребности не находятся в неразрывной последовательности, и удовлетворение этих потребностей не обязательно должно происходить последовательно снизу вверх. У разных людей, как и у разных организаций, взаимное расположение потребностей может варьироваться.
На рисунке ниже показано, как наши услуги могут помочь реализовать различные потребности организации в ИТ.
Enterprise 2.0: корпоративные блоги, wiki, поиск, мультимедиа |
ERP-система. Корпоративный портал |
Внутрикорпоративный портал. CRM-система Электронный документооборот |
Антивирусное ПО. Резервное копирование. Безопасный доступ в Интернет. Лицензирование ПО. Системы безопасности |
Сети, компьютеры, серверы, принтеры. Системное, офисное, бухгалтерское программное обеспечение. Сайт, эл.почта |
|
|
|
|
|